Многие сталкивались в жизни с ситуациями, когда ребёнок плохо учится. Конечно, причин этому может быть достаточно много. Неблагоприятные отношения между сверстниками или учителем, усталость или физические расстройства. В своей практике я обнаружил, что часто причиной отказов или не принятия кого(чего)-либо является зависть. Что такое зависть и как она влияет на нашу жизнь?
Зависть - социально-психологическое, душевное состояние человека, охватывающее целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Одолеваемый ею человек испытывает сильнейший всплеск целой гаммы негативных эмоций: ненависти, ярости, гнева.
Мелани Кляйн - знаменитый британский психоаналитик в своей работе “Зависть и благодарность” рассматривает истоки возникновения зависти, которые относятся к периоду первых отношений младенца с матерью.
Мелани Кляйн отмечает, что изучение именно самых ранних стадий развития эмоциональной жизни младенца и может явиться ключом к пониманию его взрослой личности.
Она выдвинула гипотезу, что при рождении младенец обладает примитивным мышлением и воспринимает мир фрагментарно. Для него отдельно существует голос матери, грудь матери, руки матери и т.д. Таким образом, мир младенца состоит из частичных объектов.
При возникновении у младенца чувства голода или либидозных желаний, малыш внешними реакциями (плач, крик) призывает удовлетворить его потребности. «Частичный объект – грудь» появляется и у него есть «убеждение», что он силой своего желания создал удовлетворение. Такая психическая и физическая близость к удовлетворяющей груди до некоторой степени восполняет, если все в порядке, потерянное пренатальное (внутриутробное) единство с матерью и чувство безопасности, которое оно дает. Счастливые переживания превращают грудь в любимый объект, такая хорошая грудь принимается внутрь и становится частью Эго.
Вместе со счастливыми переживаниями неизбежные обиды, которые зависят от психологического и физического состояния матери, подкрепляют внутренний конфликт между любовью и ненавистью. Это приводит к чувству, что существуют хорошая и плохая грудь. Мелани Кляйн многократно выдвигала гипотезу, согласно которой первичный хороший объект, материнская грудь, образует ядро Эго и этот объект жизненно важен для роста и развития младенца. В его психике также есть уже неопределенное представление о связи груди и других аспектов и частей матери. Психоаналитик считала, что грудь для младенца не просто физический объект. Все его инстинктивные желания, все бессознательные фантазии наделяют грудь качествами, далеко выходящими за рамки кормления как такового, которое она обеспечивает.
Мелани Кляйн пишет: “Самым первым объектом зависти становится кормящая грудь, поскольку младенец ощущает, что она обладает всем, что ему нужно, и что существует неограниченный поток молока и любви, который грудь оставляет для собственного удовлетворения. Это ощущение добавляется к его чувствам обиды и ненависти и в результате нарушает отношения с матерью ”.
Она также упоминает, что садистские атаки на материнскую грудь обусловлены деструктивными импульсами. “Здесь я хочу добавить, что зависть придает этим атакам особую остроту. То, что я писала раньше о жадном вычерпывании груди и материнского тела и о разрушении ее детей, так же как и о вкладывании в мать плохих экскрементов, предвосхищало то, что я затем охарактеризовала как завистливую порчу объекта”.
У младенца существует фантазия о неистощимой груди как о самом сильном своем желании и если ребенка кормят несоответствующим образом, зависть к груди только возрастает. Чувства младенца, видимо, состоят в том, что грудь обделяет его, она становится плохой, т. к. она удерживает молоко, любовь и заботу, ассоциирующиеся с хорошей грудью, для себя. И младенец начинает эту грудь ненавидеть и завидовать ей. Возможно, что удовлетворяющая грудь также становится объектом зависти. Сама та легкость, с которой идет молоко, - хотя младенец и получает от этого удовлетворение - также приводит к зависти, поскольку этот дар кажется чем-то недостижимым.
Мелани Кляйн много говорит о желании младенца обладать неистощимой, всегда доступной для него грудью. Однако он хочет не только пищи; он также хочет, чтобы его освободили от деструктивных импульсов и тревоги. Сильная зависть к кормящей груди препятствует способности получать полное удовлетворение и, таким образом, подрывает развитие благодарности.
Зависть и те установки, которые она порождает, препятствуют постепенному построению хорошего объекта в внутри ребенка.
Младенец, который не может разделить и успешно сохранить в отдельности любовь и ненависть и, следовательно, хороший и плохой объекты, склонен чувствовать спутанность между хорошим и плохим и в других обстоятельствах.
Поэтому можно предположить, что одна из возможных причин «плохой учебы» - зависть. Зависть к знаниям, которыми обладает учитель. И чтобы не чувствовать деструктивные импульсы объект зависти надо «испортить», то есть сделать из учителя плохой объект, а его знания не принимать «внутрь». Трудность и невозможность учится, и осваивать знания может остаться проблемой на всю жизнь, и проявляться в институте, на работе, в невозможности научиться водить машину или выучить иностранный язык.